Экономика авансового платежа
Лизинговая сделка всегда начинается с «авансового платеж», либо «первоначального платежа», «предварительного платежа», «задатка». Он вызывает много вопросов как по экономической части, так и по части бухгалтерского учета со стороны лизингополучателя, его размер варьируется от минимальных цифр до достаточно больших. Именно авансовому платежу посвящается настоящая статья.
Авансовый платеж – первые финансовые движения в рамках заключенного договора лизинга. Это потом будет страховка, оплата имущества поставщику, лизинговые платежи. А сейчас Вы перечисляете авансовый платеж, платеж, подтверждающий Вашу готовность к приобретению имущества. Именно авансовый платеж (в виду того, что лизинговые компании, как правило, не прибегают к дополнительному залогу) позволяет лизинговой компании снизить риски по сделке. Это своеобразный дисконт, дающий лизинговой компании возможность реализовать имущество (при возникновении форс-мажорных обстоятельств в части неплатежей) с меньшими потерями. Но не только для лизинговой компании авансовый платеж несет в себе положительные моменты, это не ее прихоть. Лизингополучатель, желая приобрести то или иное основное средство для использования в предпринимательских целях, всегда готов участвовать в проекте самостоятельно – в той или иной степени. Именно варьируя авансовым платежом, лизингополучатель имеет возможность влиять на общую сумму договора лизинга.
Рассмотрим на условном примере. Компания решила приобрести грузовой автомобиль стоимостью 100 единиц по схеме автолизинга. Предварительно выбранный авансовый платеж составляет 15% от стоимости автотранспорта – следовательно, участие лизинговой компании в проекте своими средствами составит 85%, а, значит, именно на эту сумму будут начисляться лизинговые проценты. Вместе с тем при выборе авансового платежа в размере 25%, лизинговые проценты будут начисляться на меньшую сумму участия ЛК в проекте (75%), а значит, и общая сумма договора будет меньше, потому как авансовый платеж берется в обоих случаях от одной и той же величины – первоначальной стоимости имущества.
Величина авансового платежа – предмет договора между лизинговой компанией и Лизингополучателем. Вместе с тем, инициатор границ его размера – все же лизинговая компания. Итак, минимально возможный размер авансового платежа в компании «Бэлти-Гранд» - 0%, но это лишь по некоторым видам имущества – по легковым автомобилям определенных марок, приобретаемых в партнерских автосалонах, то есть по тому имуществу, которое лизинговая компания оценивает как наименее рисковое, как имущество, которое меньше всего потеряет в стоимости при необходимости его реализации на рынке. В целом же, по автотранспорту авансовый платеж составляет от 10% - вне зависимости от марки и модели. По менее ликвидным основным средствам (уникальным), минимально возможный авансовый платеж будет подниматься. Высшая граница, в целом, ничем не ограничена, законодательство не запрещает авансовый платеж лизингополучателя поднимать до 60-80% (соответственно, делая возможным начислять лизинговые проценты на 20-40% от первоначальной стоимости оборудования). Тем не менее, неким «негласным» правилом максимально возможным считается размер лизингового платежа 49%. При поднятии аванса выше этой цифры могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов в части реальности лизинговой сделки. То есть потребуются доказательства, что лизингополучателю действительно нужно было лизинговое финансирование, а не просто имело место быть заключение лизингового договора с целью снижения налогового бремени лизингополучателя.
Основная часть вопросов Лизингополучателей сопряжена с правилами зачета авансового платежа в бухгалтерском учете, а, главное, звучит вопрос – почему нельзя зачесть авансовый платеж в первом месяце, а сумма распределяется по месяцам на весь срок лизингового договора.